ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

"То, что живет во мне" – это визуальный эксперимент, в котором мы исследуем природу взаимодействия между живыми биологическими существами и их виртуально-технологическим окружением. Каждая из этих систем обладает своим собственным временем, которые не равны друг другу и тяжело синхронизируются между собой. Сегодня мы не знаем, как именно проявится борьба между ними, но можно с уверенностью сказать, что в целом объединенная система окажется аварийной – времена не могут уживаться вместе.

Дополненная реальность
В нашем проекте мы используем технологии дополненной реальности. Это область современных исследований, которая дает возможность наблюдателю расширить своё поле зрения за счет виртуальных элементов.

Цифровая камера считывает изображение окружающей действительности и отправляет сигнал на компьютер. Эта информация обрабатывается специальной программой, которая при помощи алгоритмов распознавания образов дополняет привычное изображение виртуальным.

Благодаря этим технологиям мы можем отображать компьютерные данные поверх живой видеотрансляции в режиме реального времени. Такое воздействие на наши ощущения делает "дополненный" мир трудноотличимым от реального. Главное свойство этого виртуально-технологического мира – быстродействие и полная интерактивность.

Биологические объекты
В нашей инсталляции мы используем гигантских африканских улиток Achatina fulica. Ахатина – самый крупный сухопутный моллюск, ее раковина может достигать 30 см. Родиной ахатин является Восточная Африка, но сегодня этих улиток выращивают в качестве домашних питомцев по всему миру.

Ахатины обладают зрением, которое позволяет им видеть на расстоянии до 1 см. Короткие щупальца внизу головы служат улиткам для восприятия вкуса и запаха.

Ахатины – умные существа. Они наделены способностью создавать в своем мозгу карту окружающей среды, находясь в процессе поиска пищи. Несмотря на свои размеры, ползают эти улитки достаточно медленно: порядка 1 см в минуту. Их медлительность чрезвычайно важна для нашего проекта.

Создание экспоната
Для инсталляции мы изготовили специальный террариум, в котором живут улитки. Главная его деталь – акриловая полусфера. Здесь располагаются цифровая видеокамера, освещение и термодатчик.

Второй элемент конструкции – это кольцо с технологическим отверстием для ухода за улитками. Оно соединяется с полусферой по принципу пазла.

Ахатины – теплолюбивые животные, поэтому мы предусмотрели систему обогрева и вентиляции, поддерживающую в террариуме постоянный климат.

В центре конструкции находится крутящийся стенд, на котором располагается ландшафт с улитками. Движение стенда согласует пространственное перемещение ахатин, фиксируемое средствами дополненной реальности, с их внутренним биологическим временем.

Электронные ауры
Образ улитки у многих народов мира олицетворяет несовместимость внутреннего и внешнего пространств, а ее раковина символизирует застывшее время. Реконструируя эту метафору, мы “дополнили” ракушки гигантских африканских улиток неким подобием “электронных аур” – интерактивным слоем цифровой визуальной информации.

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Эта информация поступает на экран в режиме реального времени, а ее внешний вид обуславливается действиями самих улиток – динамикой их перемещения в террариуме и интенсивностью общения друг с другом.

Для того чтобы “электронные ауры” зависели от поведения улиток мы обратились к дополнительным программным и аппаратным средствам. Они позволяют выводить данные о наблюдаемых объектах прямо на изображение, получаемое с видеокамеры.

Эффект остранения
Гигантские африканские улитки ведут преимущественно ночной образ жизни. Эту особенность ахатин мы использовали для создания эффекта остранения. Мы запрограммировали дополнительные трансляции “электронных аур” с фазовой задержкой в девять часов, отделив таким образом “ауры” от “реальных тел” на существенный промежуток времени.

Наряду с интерактивными информационно-биологическими гибридами на экране инсталляции зритель может видеть ночную запись “электронных аур”, скользящих в отрыве от тел. Цифровое одиночество и бесприютность знаков физической материи.

В нашем визуальном эксперименте мы не только демонстрируем концепцию опосредованной реальности, существующей в режиме реального времени, но и очерчиваем границы применимости этих технологий, освобождая зрительское восприятие от механического ритма интерактивности, который навязывает нам окружающая жизнь.







© 2011, ГЦСИ, Калининград
Проект реализован при финансовой поддержке Калининградского филиала Государственного
центра современного искусства, Министерства культуры Российской Федерации и Фонда
некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия" (Москва).
Разработка сайта - Сергей Сорокин 2011 г.